Падпішыся на нашу медыйную рассылку!
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт
3 сентября, разгар праздничной субботы, зал Пресс-клуба заполнен гостями: журналисты и редакторы собрались на мастер-класс известной медийной персоны – репортера и документалиста Саймона Островского.
Саймон – истинный профессионал своего дела, многие его работы были удостоены многочисленных наград и номинированы на премию «Эмми». Кроме того, в качестве журналиста и продюсера он сотрудничал с BBC, Al Jazeera English, агентством «Франс-пресс» и Vice News.
На данном мастер-классе он решил сконцентрироваться прежде всего на одной конкретной теме: расследовательские документальные фильмы и роль цифровых технологий и социальных сетей в расследовательской журналистике.
Еще в самом начале своей беседы, Саймон обозначил главную проблему документальной журналистики – доверие зрителя и его завоевание, что порой так не просто для журналиста и документалиста при расследовании сложных и спорных ситуаций, где сталкиваются диаметрально противоположные мнения. Часто зрителю хочется быть убежденным в своих уже устоявшихся взглядах вместо того, чтобы взглянуть на ситуацию с другого ракурса. По мнению Саймона, социальные сети лишь усугубляют ситуацию, выдавая пользователям заведомо «привлекательную», а не правдивую информацию.
«К сожалению, в Facebook’e нет алгоритма «за правду» — отметил репортер.
Facebook, как впрочем и другие социальные сети, «заставляет» интернет-пользователей поглощать наиболее продаваемую информацию, которая редко основана на фактах. Чаще всего такая кликабельная информация – это мнения журналистов, которые редко имеют что-либо общее с действительностью. Правдивые же репортажи, основанные на фактах, цифрах и документальных расследованиях, часто остаются незамеченными и проигнорированными.
«К сожалению, в Facebook’e нет алгоритма за правду»
Как же бороться с данной проблемой? Как наглядно убедить людей по ту сторону экрана в правдивости своих суждений? Непростая, но осуществимая задача – доказал Саймон Островский, презентовав на мастер-классе технологию своего документального расследования «Селфи солдат», проведенного в 2015 году. На примере своего расследования, в ходе которого Островский был не просто корреспондентом, но и активным вовлеченным участником, идущим по горячим следам российского солдата, оказавшегося вовлеченным в военные действия на территории Украины, Саймон подчеркнул, насколько важно журналисту получить верификацию, своего рода подтверждение, презентуемой им информации.
Чтобы не оставаться голословным, иностранный гость не просто рассказал, но и на практике показал, как же работают методы верификации с использованием современных интернет-технологий и инструментов.
1. Google Image Reverse Search сможет отследить самую раннюю публикацию любого фотоснимка
Google image reverse search – онлайн-инструмент, который находится в открытом доступе и очень прост в использовании. Как отметил Островский, журналисту достаточно потратить всего несколько минут своего времени, чтобы проверить достоверность любой фотографии, полученной из открытого источника. Для этого всего лишь нужно загрузить изображение в окно поиска, после чего на экране отобразится перечь всех онлайн-ресурсов и вебсайтов, на которых была опубликована данная фотография с указанием точных даты и времени. Таким образом, благодаря этому сервису можно отследить самую раннюю публикацию того или иного фотоснимка. Очень часто это все, что необходимо сделать журналисту для верификации, так как в большинстве случаев на многих новостных сайтах и в социальных сетях можно встретить фотографии с неверной датой публикации и относящиеся к совершенно другому событию. Это и есть довольно распространенный пример сфабрикованной информации, вводящей читателя в заблуждение и подрывающий его доверие.
2. Yandex-карты помогут в идентификации объектов на фотографии
С помощью данного сервиса можно посмотреть на улицы многих городов и мест своими глазами, не выходя из дома. Хоть yandex-карты – это не единственный интернет-ресурс такого рода, он имеет одно существенное преимущество: в отличие от того же google maps, который дает возможность изучить либо спутниковую карту какого-либо места, либо виртуально прогуляться по городу с помощью функции street view, yandex-карты позволяют взглянуть на панораму многих мест на планете. С точки зрения Саймона, возможность увидеть панораму места существенно помогает в идентификации объектов на фотографии при проведении журналистского расследования, особенно если возникает необходимость точно определить, где именно был сделан конкретный фотоснимок.
3. Wikimapia комбинирует информацию, получаемую из разных карт, существующих в интернете
Если ввести в поиске wikimapia адрес интересующего объекта, то можно получить исчерпывающую информацию обо всех других объектах и учреждениях, расположенных поблизости. Все они будут отмечены на фрагменте спутниковой карты вместе с номерами домов и названиями пересекающихся улиц. Кроме того, сервис предоставляет информацию о том, какие организации находятся по данному конкретному адресу. Единственный недостаток сервиса – его функциональность, поэтому для наилучших результатов пользоваться wikimapia рекомендуется с помощью поиска google, введя в его строке следующую формулу: site: wikimapia.org адрес объекта.
4. Google Earth даст возможность увидеть, как это место выглядело раньше
Google earth – уникальный сервис в том плане, что благодаря ему можно не только познакомиться со спутниковой панорамой какого-либо места или города, но и увидеть его исторические снимки. Для исследовательской журналистики и для верификации этот инструмент полезен тем, что позволяет проверить, как выглядело то или иное место в прошлом и какие объекты там располагались в прошлом. Например, с помощью google earth можно посмотреть, располагались ли российские военные базы на границе с Украиной до начала украинского конфликта или появились там гораздо позднее.
5. Yomapic покажет фотографии пользователей соцсетей в конкретном месте в конкретное время. Это уникальный ресурс, который переносит фотографии из таких социальных сетей как vkontakte и instagram на карту конкретного города, при этом давая возможность указать конкретный временной промежуток и радиуc.
Таким образом, с помощью этого сайта можно увидеть, какие фотографии были опубликованы пользователями социальных сетей за последнее время в конкретном месте. Yomapic позволяет увидеть, чем живет город и его жители в определенный момент времени и оценить обстановку, не отрываясь от экрана компьютера. Ценность данного ресурса для журналиста в плане верификации чрезвычайно велика: если в новостях мелькает информация о боевых действиях в каком-либо месте, репортеру достаточно просто зайти на yomapic и проверить эту информацию. Едва ли в городе, жители которого публикуют повседневные снимки размеренной жизни, ведутся военные действия, о которых может писаться в новостных лентах.
Все вышеперечисленные ресурсы и инструменты не требуют непостижимых компьютерных навыков, чрезмерных усилий и временных затрат, и при этом являются незаменимыми помощниками для современного журналиста. Именно благодаря этим нехитрым инструментам, Симону удалось довести свое расследование «Селфи Солдат» до победного конца.
Это «фишка», которую он придумал специально для Vice News Сериализация новостей как технология будущего журналистики, которая становится все более популярной и интересной зрителю.
«Серийность «подсаживает» человека на определенную историю» — подчеркнул Саймон, тем самым объясняя столь возрастающий интерес аудитории к серийным репортажам. Зрителям по нраву короткие новостные видеоролики, но им также нравится следить за развитием сюжета, видеть начало, развитие и конец истории, то, что как раз и дает им сериализация.
У сериализации также наблюдается тесная взаимосвязь с современными интернет-платформами столь популярными среди нового поколения, которые позволяют зрителю самому выбирать то, что он хочет посмотреть в данный момент. Одна из таких платформ – всем известный youtube, отвечающий принципам серийности. Просмотрев один клип на youtube, зритель тут же получает рекомендации по остальным видеороликам той же серии. Таким образом, после просмотра одного случайного эпизода, он может воспользоваться плэйлистом youtube, содержащим все остальные видеоролики, и посмотреть всю серию репортажей целиком. В качестве примера Саймон привел отснятую им серию репортажей VICE News «Русская рулетка», состоящую из 111 эпизодов.
Сериализация, как обратил внимание иностранный гость, может успешно применяться не только к документальным расследованиям, но и к новостям, происходящим в мире в конкретный момент времени. Единственная опасность в сериальности новостей – это непредсказуемость: в любой момент история может неожиданно закончиться, и предугадать заранее, будет ли история долгоиграющей, невозможно.
Саймон выделил несколько плюсов сериальности, дающей ей преимущества перед другими способами подачи новостей. Во-первых, это возможность заинтересовать зрителя: чем больше эпизодов он смотрит, тем сильнее он пропитывается историей и тем ближе становится к ее героям. Ему становится не безразлична не только их судьба, но и судьба целой страны, в которой разворачиваются данные события. Второе преимущество – это отсутствие надобности постоянно вводить зрителя в курс дела. Благодаря сериальности, нет необходимости в каждом эпизоде объяснять происходящее на экране и представлять главных героев. Если зритель следит за развитием сюжета, он уже и так находится в курсе событий.
Напоследок зарубежный гость порассуждал на тему глобализации журналистики. Он постарался ответить на вопросы о том, какие изменения ждут ее в будущем и каковы шансы у качественной журналистики «уцелеть» в эпоху столь стремительной популяризации социальных сетей с их столь сильным влиянием на аудиторию.
По мнению Саймона, несмотря на глобализацию и столь стремительное развитие технологий, которые ведут к изменению журналистики, есть все же то, что останется в ней неизменным. Одна из таких констант – это необходимость иметь большое количество профессиональных журналистов в разных местах, которые являются экспертами в своем деле. Именно это является и всегда будет являться залогом качественной журналистики.
«Делать нормальную журналистику стоит денег. Для этого всегда нужно будет иметь людей, которые находятся по всему свету и в местах, где происходят события» — напомнил собравшимся репортер. — Журналисты во многом как армия. В том смысле, что солдаты могут долго сидеть и ничего не делать, но как только что-то начинается, их туда отправляют. С журналистами то же самое. И чтобы отправить их куда-либо в критический момент им нужно постоянно платить» — подытожил Саймон Островский.
Больше фото здесь.
Текст записала: Оксана Баранова
Фото: Николай Жуков
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт