Падпішыся на нашу медыйную рассылку!
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт
Пилотный медиаток (mediatalk) в Пресс-клубе был посвящен проблемам некорректного заимствования контента. Видео можно посмотреть тут.
Вы, наверное, уже в курсе, что в Пресс-клубе открылся новый формат – медиаток (mediatalk). Мы, кстати, долго спорили, писать ли название на английском, насколько это корректно и понятно. В общем, решили писать кириллицей, сохраняя звучание, не переводя это слово: подумали, что так появляются новые смыслы. А теперь о смыслах. Миссия медиатоков – не просто cобраться медиасообществом и подискутировать на «больные» темы, но и попробовать совместно найти эффективные способы их решения. Не навязывая никому никаких правил, поделиться опытом и успешными практиками. В идеале – прийти к тому, чтобы мы как медиасообщество не ждали указаний и решений сверху, а начали саморегулироваться.
Итак, первый медиаток состоялся, собрав журналистов, редакторов и юристов для обсуждения важной и злободневной темы в творческой журналисткой среде: «Авторские права и проблема некорректного заимствования контента».
Здорово, что эта идея вдохновила не только нас и у самого первого медиатока появились замечательные партнеры. В результате событие состоялось в партнерстве с «Беларусским журналом» в рамках «Тыдня беларускага мыслення».
Кейс 1 от Сергея Зикрацкого, адвоката, специализирующегося по авторскому праву:
Что такое авторское право и объекты авторского права?
Авторское право, согласно законодательству Республики Беларусь, распространяется на обнародованные и необнародованные произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Сергей отметил, что любой творческий материал автоматически попадает под защиту авторского права, независимо от формы, в которой материал был создан и существует. Таким образом, само понятие «результат творческой деятельности» очень широко, оно не ограничивается четким перечнем форм творческого материала, прописанным в законодательстве. Закон допускает, что список форм может постоянно меняться и дополняться, ведь творчество изменчиво и непостоянно само по себе.
Как отметил адвокат, важно помнить и знать, что как только творческое произведение создано, оно становится объектом авторского права – будь то литературное изданное произведение или устное выступление на пресс-конференции. В отличие от изобретений науки, для его защиты нет необходимости проходить специальную регистрацию и получать патент. Многие об этом, к сожалению, не знают, из-за чего и растет количество контента, который присваивается незаконным путем.
Как только творческое произведение создано, оно становится объектом авторского права – для его защиты нет необходимости проходить специальную регистрацию и получать патент.
Существует главное правило, своего рода фундамент авторского права: произведение может быть использовано только с разрешения автора и при условии выплаты авторского вознаграждения. Впрочем, как и любое другое правило, оно имеет исключения, о которых вкратце рассказал адвокат:
— Цитирование, в основе которого – разрешение взять из любого правомерно обнародованного творческого произведения «кусочек» в образовательных, исследовательских и информационных целях. Сколько брать – зависит от цели: это может быть как одно предложение, так и целый абзац. Главное, чтобы цитирование было оправдано самой целью. Например, в то время как для научного исследования будет вполне допустимо объемное цитирование, при котором заимствуются не только абзацы, но и целые страницы из оригинала, в информационном материале это недопустимо. Чтобы не переходить границы дозволенного, адвокат посоветовал следующее: «Решив процитировать или уже процитировав, задайте себе вопрос: не много ли я взял? Если сомневаетесь, то объем не совсем оправдан».
— Фотографии и различные другие произведения искусства, если они постоянно находятся в месте, открытом для посещения, – еще одно исключение. К таким местам относятся галереи, музеи и выставки, где эти творческие материалы доступны широкой публике. Этот противоречивый пункт стал источником распространенного заблуждения о том, что интернет также можно отнести к месту, открытому для посещения. Однако, по словам юристов, это не так: всемирная сеть к данной категории не относится, ведь для выхода в интернет необходимы определенные технологии и инструменты. А это значит, что все, кто заимствует фотографии, опубликованные онлайн без разрешения автора, не просто используют, а крадут чужой материал.
— Статьи по текущим социальным, экономическим, политическим или религиозным вопросам также относятся к ряду исключений, на которые закон об авторском праве не распространяется, но только в тех случаях, когда тема действительно актуальна и перепечатка данных статей не была запрещена самими авторами или правообладателями. Здесь важно понимать, какие именно статьи посвящены текущим актуальным вопросам, а какие – нет. Так, например, развлекательные и аналитические статьи исключаются сразу. Не относятся к статьям по текущим вопросам и материалы, которые освещают темы, актуальные уже более двух недель. Что же касается запрета автора статьи, если таковой имеется, то это лишь значит, что правообладатель запретил перепечатку материала, в то время как цитирование по-прежнему возможно.
Вышеописанные исключения – лишь некоторые из объемного списка, предусмотренного законодательством. Более подробную информацию о них можно найти в четвертой главе закона об авторском праве.
ГЛАВНОЕ:
— Как только творческое произведение создано, оно становится объектом авторского права – для его защиты нет необходимости проходить специальную регистрацию и получать патент.
— Произведение может быть использовано только с разрешения автора и при условии выплаты авторского вознаграждения.
Кейс 2 от адвоката Марии Колесовой-Гудилиной:
Защита авторского права в действии
Мария, которая выступала защитником в суде по нашумевшему делу Антона Мотолько, рассказала о судебной практике разрешения споров, касающихся авторского права, сделав акцент на фотографических и литературных произведениях. Как подчеркнула юрист, несмотря на небольшое количество исков, поступающих от фотографов, большинство таких споров решается в пользу автора произведения. «Фотографические произведения защищаются в Республике Беларусь: хоть и редко, но метко», – с энтузиазмом отметила адвокат.
Один из примеров – обвинение против журнала «Пингвин» в 2009 году, который незаконно опубликовал на своих страницах снимки фотографа Сергея Гудилина. После долгого судебного процесса и двух экспертиз иск был удовлетворен, в результате чего с журнала была взыскана компенсация в пользу фотографа. Говоря о судебных взысканиях, адвокат отдельно затронула разделение прав на имущественные и неимущественные, так как размер компенсации зависит как раз от того, какие именно права нарушены. При нарушении имущественных прав, к которым относится право на воспроизведение, обнародование и пр., пострадавший может рассчитывать на компенсацию в размере от 10 до 50 базовых величин. В случае же с нарушением личных неимущественных прав, подразумевающих право на авторство, имя и пр., теоретически можно рассчитывать на возмещение морального вреда. Вот только, как показывает практика, моральный вред – понятие весьма зыбкое и сложнодоказуемое.
Возникает вопрос: если, согласно практике, у большинства судебных разбирательств такого рода наблюдается положительный исход для авторов, то почему исков настолько мало и что удерживает авторов от отстаивания своих прав? Как пояснила адвокат, основная причина отказа авторов обращаться в суд – высокие финансовые затраты. Так, например, пошлина за обращение в судебную коллегию составит 5% от суммы запрашиваемой компенсации. Помимо этого, истцу придется выплатить суду 20 базовых величин за одну лишь возможность защищать свои личные неимущественные права. Без квалифицированной юридической помощи также не обойтись, а это дополнительные и весьма высокие финансовые затраты. Далеко не у всех людей творческой профессии имеются такие средства, что и вынуждает их отказаться от защиты своих прав.
Тем не менее, существуют некоторые хитрости и действенные способы, которые помогают истцу одновременно и сэкономить при подаче заявления, и зафиксировать факт «кражи» материала. Один из таких способов – написание заявления в РУВД. В то время как многие действуют через нотариуса, оформляя дорогостоящую процедуру составления акта описи, обращение в РУВД позволяет быстро и оперативно подтвердить факт незаконной публикации материала на каком-либо интернет-ресурсе.
Затрагивая тему судебных разбирательств, адвокат также напомнила собравшимся, что обращений в суд и судебных процедур можно избежать, если не забывать всегда указывать автора произведения – независимо от того, откуда был взят материал. Это не просто правило или закон, а «Отче наш» для каждого журналиста и редактора.
«Отче наш» для каждого редактора и журналиста: обязательно указать автора»
Это касается в первую очередь сайтов-агрегаторов, которые существуют за счет заимствованного контента.
ГЛАВНОЕ:
— основная причина отказа авторов обращаться в суд за защитой прав – высокие финансовые затраты;
— избежать обращения в суд просто: надо всего лишь указать автора.
Кейс 3 от главного редактора tut.by Марины Золотовой:
Главное – договариваться
tut.by, который сегодня известен как один из топовых новостных порталов Беларуси, долго был порталом-агрегатором. Марина Золотова рассказала, что процедура заимствования контента с других сайтов была непростой и трудоемкой: редакции приходилось договариваться не только с белорусскими, но и с зарубежными СМИ. Формат заимствования был выбран следующий: вверху перед самой статьей указывался первоисточник, а после самого текста в конце – еще три ссылки на производителя данного контента. Такой формат заимствования давал производителю контента не только позицию в поисковиках, но и добавлял трафик с tut.by.
Попытки договориться и решить вопрос мирным путем – пока единственный и наиболее приемлемый способ ввиду отсутствия более эффективного системного подхода. Договориться можно практически всегда, подчеркнула Марина, вот только отнимает это много времени и сил. Иногда проще закрыть на ситуацию глаза и махнуть рукой, нежели тратить собственное время в попытках доказать правоту. Марина добавила, что портал стремится к тому, чтобы в дальнейшем в принципе отказаться от заимствования контента.
Кейс 4 от юриста ЗАО «БелКП-ПРЕСС», издателя белорусской «Комсомолки», Людмилы Мартинчик:
Письменная претензия к нарушителю эффективна
Редакция «КП» очень строго относится к соблюдению авторских прав, которые, кстати, согласно договорам, принадлежат издателю, и очень системно и настойчиво их защищает. Согласно правилам «Комсомолки» перепечатка их материалов запрещена в принципе. «Все прекрасно знают, что такое авторское право, но игнорируют его», – заметила юрист. Людмила также рассказала о своей практике решения вопросов, касающихся нарушения авторских прав, с которыми редакция «Комсомольской правды» сталкивается каждодневно. Ввиду богатого опыта редакции удалось выработать свою стратегию реагирования на случай заимствования их контента, которая приносит результаты. Главное в их стратегии – письменное обращение к нарушителю, в котором ему предлагается указать автора и выплатить соответствующий гонорар. Как ни удивительно это звучит, в 90% случаев дело доводить до суда не приходилось: нарушители добровольно выплачивали компенсацию. Более того, после этого практически не было случаев повторных нарушений.
Как ни удивительно это звучит, в 90% случаев дело доводить до суда не приходилось: нарушители добровольно выплачивали компенсацию.
Кейс 5 от главного редактора портала CityDog Яси Королевич:
Создавайте свои правила использования контента и четко их доносите
После продолжительной борьбы с нарушителями и бесконечными попытками договориться редакция CityDog нашла эффективное и действенное решение: написать правила использования их контента и разместить ссылку на них в конце каждой статьи. «И это сработало», – заверила присутствующих редактор. Причем работало даже тогда, когда контент брали крупные российские сайты-агрегаторы вроде ADME.
Дискуссия:
Пока мы сами не начнем защищать авторские права, в стране ничего не изменится
Однако далеко не все белорусские издания и порталы спешат прописывать подобные правила. Анализ сайтов топовых и наиболее популярных белорусских изданий показал, что на большинстве из них четкие и подробные правила использования контента отсутствуют вовсе или же прописаны очень коротко и абстрактно. Лишь единицы считают нужным создавать подробную инструкцию о том, как же использовать их опубликованный материал.
Говоря о способах защиты авторского контента, глава пресс-клуба Юлия Слуцкая привела в качестве примера российский информационный портал Meduza, который избрал самый действенный способ защиты своего эксклюзивного контента – создавать настолько качественный и оригинальный контент, что его воровство попросту теряет всякий смысл. Два других способа слишком дорогостоящи для белорусских медиа: это защита авторского права через суд или же производство очень дорогостоящего и качественного контента, который могут позволить себе крупные игроки западного рынка вроде THE GUARDIAN.
Заимствуя материал без разрешения авторов и без выплаты вознаграждения, нарушители воруют не только уже существующий, но и еще не созданный материал.
Защита авторского права и своего материала – вопрос не только чести журналиста, но и качественного контента и журналистики. Создатели оригинального контента живут за счет его производства. Заработок, полученный с созданного уникального материала, позволяет им затем производить и публиковать еще больше эксклюзивного контента. Поэтому, заимствуя материал без разрешения авторов и без выплаты вознаграждения, нарушители воруют не только уже существующий, но и еще не созданный материал.
Главный редактор «Беларусского журнала» Андрей Александров напомнил, что нельзя забывать и об ответственности перед аудиторией: цель создания и публикации контента – не просто наполнение сайта информацией, а и поддержка и развитие социально значимой журналистики. Журналистики, которая нужна и полезна обществу.
Несмотря на существование и «процветание» данной проблемы, ситуация уже начинает меняться к лучшему. Как отметили юристы, интерес творческих людей к авторскому праву неуклонно возрастает: они получают все больше вопросов от журналистов, фотографов и дизайнеров о том, как защитить свои творческие материалы.
В конце дискуссии адвокат Сергей Зикрацкий призвал собравшихся не забывать о своих правах и действовать в случае их нарушения. Доводить дело до суда не всегда необходимо: иногда достаточно одной лишь претензии, форму которой можно скачать по данной ссылке, и указания на нарушение, чтобы разрешить спор. «Если вы не будете защищать свои авторские права, в этой стране ничего не изменится», – резюмировал юрист.
Как белорусские СМИ защищают свои права?
Приводим несколько образцов, как белорусские СМИ защищают свой контент, опубликованный на сайтах их изданий.
Пример CityDog –правила использования контента публикуются после каждого материала
Правовая информация
1. Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Обращайтесь: citydogby@gmail.com.
2. Активная прямая гиперссылка на страницу СityDog.by, содержащую оригинал публикации, обязательна. Эта ссылка должна быть размещена в начале перепечатанного материала – в первом абзаце необходимо указать: «Пишет интернет-журнал о Минске CityDog.by (здесь размещается гиперссылка на страницу-источник)».
3. Любые изменения текстов, заголовков, фотографий CityDog.by при перепечатке запрещены.
4. Журнал создан и поддерживается ООО «Франциск-группа», УНП 190559700.
5. Отредактировано 11.07.2014.
Пример «Комсомольской правды» – краткие правила внизу страницы сайта
© ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2008-2016. Исключительные права на произведения, размещенные на сайте www.kp.by, принадлежат ЗАО «БелКП-ПРЕСС».
ЗАО «БелКП-ПРЕСС» запрещает третьим лицам использовать каким-либо образом произведения, размещенные на сайте www.kp.by, без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав: edit@phkp.by.
Пример tut.by – четко и детально прописанные правила
Информация об ограничениях
Все права на материалы, размещенные на портале TUT.BY, принадлежат источникам, ссылкой на которые сопровождается публикация материала. Цитирование материалов, права на которые принадлежат третьим лицам, производится на портале исключительно в рамках, установленных Законом РБ «Об авторском праве и смежных правах» на условиях, установленных правообладателями.
Авторские права на материалы за подписью «TUT.BY» принадлежит ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА». Копирование, цитирование и последующее распространение таких материалов допускается без каких-либо ограничений с обязательной активной ссылкой на источник.
Информация, опубликованная на портале с разрешения других правообладателей (в соответствии с размещенными в материалах ссылками), может быть использована только с письменного согласия соответствующих правообладателей, если иное не установлено самим правообладателем.
Информация ЗАО «БелаПАН» размещается порталом TUT.BY на договорных условиях. Данная информация является интеллектуальной собственностью ЗАО «БелаПАН» и защищена белорусским и международным законодательством об авторском праве. Любое копирование, перепечатка или последующее распространение информации БелаПАН, в том числе с использованием компьютерных средств, без письменного разрешения ЗАО «БелаПАН» строго запрещено. За нарушение данного правила наступает ответственность, предусмотренная соответствующим законодательством. ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» (портал TUT.BY) и ЗАО «БелаПАН» не несут ответственность за неточности, возникшие в ходе незаконного распространения информации БелаПАН, равно как и за какие бы то ни было действия, предпринятые на основе этой информации.
Автор: Оксана Баранова
Фото: Марта Дебёло
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт