Падпішыся на нашу медыйную рассылку!
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт
Media IQ вместе с адвокатом Сергеем Зикрацким разбирались, как избежать конфликта до, во время и после публикации интервью, и что делать, если избежать не удалось. И придумали лайфхак для журналистов.
Поводом стал недавний конфликт между редакцией dev.by и экс-главой ПВТ, кандидатом в президенты Беларуси Валерием Цепкало. Издание взяло у Цепкало интервью, но согласовать с ним текст не смогло. Цепкало запретил dev.by публиковать оригинальное интервью и предложил редакции использовать переработанную им версию. Редакция решила не публиковать интервью, вместо этого выбрала из него значимые факты и цитаты и разместила их. По словам издания, опубликованная информация полностью соответствует диктофонной записи разговора.
Отношения журналиста и лица, у которого он берёт интервью, в Беларуси регулируют закон о СМИ и закон об авторском праве и смежных правах. Закон о СМИ не рассматривает согласование текста интервью как цензуру. В этом случае авторское право работает как законное ограничение свободы слова.
По закону об авторском праве интервью может рассматриваться как произведение, которое журналист и интервьюируемый создают в соавторстве. Это значит, что публикация интервью возможна только с согласия двух соавторов. По закону герой интервью как соавтор может требовать согласования текста интервью и запрещать его публикацию.
Если герой не просит, то необязательно. В этом случае можно считать, что интервьюируемый как соавтор создал произведение во время интервью. Но если герой хочет прочитать текст и внести правки, надо согласовывать.
Может, если интервьюируемый согласится. У соавтора есть право работать в том формате, в котором он хочет, – только со своими цитатами или с готовым текстом.
Согласовывать нужно, если это большое интервью, которое требовало подготовки и от журналиста, и от его собеседника. Такое интервью будет объектом авторского права. Если же это комментарий эксперта на пару абзацев, чьё-то мнение, тогда, вероятнее всего, это не будет рассматриваться как объект авторского права. В таком случае журналист сам решает, что с этим текстом делать – оставить цитатой или перевести в косвенную речь. Этот текст можно не согласовывать.
Да, может. Есть интервью, а есть личный комментарий журналиста.
Как соавтор интервью он имеет на это право. Можно отметить в публикации, какой текст герой интервью добавил на стадии согласования. Но об этом тоже надо договориться.
Советую заранее оговорить условия. Допустим, установить срок до 18:00 следующего дня после интервью. Если ответа нет, можно считать текст согласованным и публиковать.
Не нужно торопиться. Журналист может сказать, что у интервью только два автора – он и его собеседник. Третий соавтор не предусмотрен, будь это руководитель пресс-службы или кто-то другой.
Если договорились, что для интервьюируемого важны только ответы на вопросы, тогда журналист может переставлять их в тексте как угодно без искажения смысла сказанного. Если собеседник попросил согласовать финальный текст, после журналист ничего переставлять местами не может.
Нет. Журналист может опубликовать полученную информацию, но не в формате интервью, а в виде фактов, как это сделал dev.by. Сама по себе информация не является объектом авторского права. Чтобы опубликовать информацию, журналисту достаточно получить её законным путём. Если он это делает в ходе интервью, источник информации должен понимать, что говорит с журналистом.
Если журналист хочет сделать аудиозапись разговора, по закону о СМИ он обязан предупреждать об этом собеседника. Исключение – когда из обстановки следует, что идёт запись: журналист положил диктофон перед собеседником и включил.
Это необязательно, но может помочь, если возникнет конфликт. Допустим, герой интервью считает, что журналист приписал ему слова, которых он не говорил, и обращается в суд или пишет жалобу в министерство информации. В этом случае диктофонная запись будет доказательством, что редакция опубликовала достоверную информацию.
Это может быть рассмотрено как нарушение авторских прав героя как соавтора. Если он обратится в суд на этом основании и суд признает, что интервью являлось объектом авторского права, то редакция должна будет по решению суда выплатить герою интервью компенсацию.
Нет. Пока редакция не ознакомила с ними героя интервью, они остаются внутренними правилами редакции.
Чтобы избежать конфликта, можно сделать памятку с правилами и принципами, которых придерживается редакция при подготовке и публикации интервью, и показывать потенциальным героям перед началом разговора.
Если журналист отправил человеку памятку, и он после этого даёт интервью, значит, согласие автоматически получено. В ситуации конфликта памятка будет доказательством того, что были договорённости ещё до начала интервью.
Есть ещё и форма соглашения, которая предусмотрена законодательством. Это договор на создание произведения, где прописывают требования к произведению, возможность редактирования, условия передачи прав на использование, вознаграждение. Заключить такой договор с героем интервью – самый надёжный способ для редакции опубликовать материал и обезопасить себя.
Фото: pexels.com, pixabay.com
Полина Питкевич, Пресс-клуб
«Фактчек увлекательнее, чем видеоигры». Интервью с Виктором Малишевским
Все пишут о коронавирусе – кому верить? Объясняем на карточках
Защита источника информации. Видеоконспект медиатока
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт