Belarus in Focus в партнерстве с беларусской экспертной сетью «Наше мнение» и Беларусcким институтом стратегических исследований (BISS) провели онлайн-заседание экспертно-аналитического клуба, чтобы обсудить образ Беларуси в западных СМИ. Мы выбрали основные тезисы. Весь текст можно почитать здесь.
Фото: Juuud28 / Pixabay.com
Основными спикерами выступили аналитики и журналисты:
Олег Ерофеев – главный редактор русскоязычной версии литовского портала Delfi; Анна Любакова – Atlantic Council Non-resident Fellow; Леся Рудник – исследовательница Центра новых идей, докторантка университета Карлстад (Швеция).
Также в заседании экспертно-аналитического клуба приняли участие представители международных организаций и дипломатического корпуса, аналитики, журналисты: Юрий Дракохруст, Дельфина Эртановска, Юлия Волчёк и другие.
Как меняется образ Беларуси для западных читателей?
Олег Ерофеев обращает внимание, что после политических кризисов в Беларуси – что в 2010 году, что в 2020-ом, – всегда наступает период, когда беларусская тематика уходит на второй-третий план.
Дельфина Эртановска отмечает, что Беларусь в польских новостях часто на 4-5 месте, и это весьма неплохо, выше только польские новости и война.
Анна Любакова подчёркивает, что в условиях репрессий против беларусских журналистов и лишения аккредитации журналистов иностранных довольно сложно сделать из Беларуси репортаж. А без этого сложно показать, что происходит в Беларуси.
Ключевые проблемы с образом Беларуси в западных СМИ
Кто является субъектом. Беларусское общество в западных медиа имеет куда меньше субъектности, чем в беларусских. Сам факт того, что режим силой подавил протест, как будто бы доказывает, что нет и не было субъектности беларусов;
Разница между Лукашенко и обществом. Образ смелой нации не исчез, но появился и образ соагрессора. Как и путаница с тем, что якобы беларусы поддерживают войну (Анна Любакова). Негативно характеризуя режим Лукашенко, польские медиа всегда подчеркивают, что это именно режим и Лукашенко (Дельфина Эртановска);
Случайность 2020 года. Протесты 2020 воспринимались как случайные, возникшие спонтанно, без анализа контекста. Информационный повод нобелевской премии Алеся Беляцкого помогает объяснять, что 2020 год не случайность, а элемент очень долгой истории: как и «Весна» была создана на волне протестов еще в 1996 году (Анна Любакова);
Нарративы пропаганды. Образ Лукашенко как пытающегося лавировать; единственного человека, который может что-то такое сделать, чтобы избежать втягивания Беларуси в войну (Олег Ерофеев).
Как возвращать субъектность беларусам и добиваться более подробного и объективного освещения событий в Беларуси
Выстраивать персональные связи. Как с западными журналистами, так и с западными политиками.
Приводить личные примеры и истории. Западным медиа и их аудитории надоел образ жертв, но его можно заменять голливудскими личными историями – такими как отца и сына Кузнечиков (Юлия Волчёк);
Писать про политику через аполитичные темы. В западных медиа большой спрос на спортивные новости (Леся Рудник). Группа «Молчат дома» популярна в США, и, хотя сами они довольно аполитичные, но в материалах про них пишут про беларусский контекст (Антон Рулёв);
Чувствовать подходящий момент. Например, в преддверии парижской олимпиады в Литве много дискуссий о том, что к играм нельзя допускать спортсменов из Беларуси и России, которые поддержали войну (Олег Ерофеев);
Обращать внимание на связи между странами. Например, обратив внимание на связи политзаключенного с какой-то страной, можно привлечь внимание медиа этой страны и к конкретному политзаключенному, и к проблеме политзаключенных в целом (Анна Любакова);
Давать контекст. Объяснить страну в одном материале невозможно, но важно давать контекст, глубину, на что еще можно обратить внимание (Анна Любакова);
Не жалеть времени. Иногда западному журналисту нужен получасовой телефонный разговор, чтобы в итоге поставить в материал короткую цитату эксперта на одно-два предложения (Вадим Можейко).
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт