Пытайтесь быть похожими на себя! Конспект медиатока о визуале в медиа

Пытайтесь быть похожими на себя! Конспект медиатока о визуале в медиа

Любое медиа стремится к уникальности и узнаваемости, и тут роль визуала сложно переоценить. Но пока что во многих беларусских медиа роль пикчеров, бильдов и фоторедакторов только становится более-менее осязаемой и у менеджеров появляется понимание необходимости подобной штатной единицы.

Ситуация неоднородная: кто-то сбивает команды дизайнеров и создаёт собственные визуальные базы и платформы, кто-то экспериментирует с форматами и смыслами, кто-то разбирает споры между «пишущими» и «фотографирующими», а кто-то ограничивается фотостоками. О том, как работают с визуалом, какой он в наших медиа, где болит бильдам и редакторам, и куда всё катится – говорили на январском медиатоке.

Кто говорил: арт-директорка 34mag.net Кася Сыромолот, редакторка отдела мультимедиа Радыё Свабода Юлия Котская, сооснователь и редактор CityDog.by Микола Шакель, дизайнерка CityDog.by Вероника Иванова, бильд-редактор kyky.org  Влад Рубанов, автор спецпроектов Нашай Нiвы и фотограф Сергей Гудилин, фоторедатор TUT.BY Юлия Волчёк. Сомодератором Аллы Шарко (Пресс-клуб) выступила фотокорреспондент TUT.BY Ольга Шукайло.

Кто делает визуал в беларусских медиа

34mag.net (Кася Сыромолот)

У нас много проектов (34travel.me, Go to belarus, Пяршак). В отделе дизайна работает 4 человека. Мы пришли к тому, что это необходимо. И ещё мы ищем стажёра-дизайнера – поэтому мне можно писать!

Визуал играет для нас огромную роль, стараемся оформлять материалы – влиять на их оформление и сопровождать на всех этапах – от задумки и до финального выхода материала.

Мы гордимся тем, что разработали собственную платформу, она существует только для 34. Когда все стали переходить на Tilda, Readymag и верстать в интерактивном формате, я всё тестировала. И поняла, что для нас это было неудобным: мы не могли много делать, продукты очень ограничивают фантазию, креативность, возможности, и они всё сильно привязывают.

Для того, чтобы наши дизайнеры пользовались нашей платформой, мы разработали мануалы. Ими пользуются и редакторы – если надо что-то поправить в материале. Каждый шаг описан, и это удобно: не нужно по сто раз объяснять.

Главная страница – это лицо издания, поэтому большое внимание обращаем на неё.

CityDog.by (Микола Шакель)

Наша ситуация не совсем типичная для беларусских медиа. Она похожа на 34mag.netпросто потому что основатели CityDog.by в свое время основали и 34mag.net, и печатный журнал. Та культура, когда в штате должны быть свои дизайнеры, которые сами занимаются и дизайном интерфейсов, и иллюстрацией, она очень важна и для нас, и для Каси и ее команды.

Работаем мы по принципу проектных команд. Каждую серию публикаций, рубрику, спецпроект – мы воспринимаем условно как «рекламный проект». А потому что мы какое-то время работали еще и как рекламная студия, и зарабатывали этим.

То есть у проекта должен быть владелец, Product Owner, который следит за всеми процессами и понимает, что мы хотим получить в итоге. Он пишет ТЗ и собирает команду. Вместе с этой командой обсуждается и визуал, наравне с текстами. Потому что очень часто на это забивают. Вторая ошибка (мы это наблюдаем и сами проходили) – когда визуал в лес, а текст по дрова.

Микола Шакель

Радыё Свабода (Юлiя Коцкая)

У нас вялiкi аддзел мультымедыя. Фота, вiдэа, графiка… Страшна зайздросцiм тым, у каго есць уласны дызайнер. У нас пакуль няма, карыстаемся аўтсорсам. Стоадсоткава такая пазiцыя павiнна быць. Няма ў нас i бiльд-рэдактара, але мы з гэтым працуем.

Зразумела, праект робяць мiнiмум 3 рэчы: тэкст, фота, вiдэа. Магчыма, далучаецца графiка. Не робiм нiчога на Tilda цi Readymag – бо хочам быць унiкальнымi.

У рэдакцыi такая палiтыка: ёсць магчымасць i жаданне – даем людзям перавучыцца i набыць новыя квалiфiкацыi. Так мы з гукарэжысера зрабiлi праграмiста.

TUT.BY (Юлия Волчёк)

У нас выходит более 200 новостей в день. С точки зрения фоторедактора, который один, физически невозможно все просмотреть. В мои функции входит смотреть за главной страницей и за нашими эксклюзивами – это тот материал, с которым точно стоит работать.

Мы заметили, в прошлом-позапрошлом году у нас было 1500 фотосъемок в год, а сейчас 1200, но количество фотографов у нас увеличивается. Мы больше пользуемся пользовательским контентом. Мы стараемся закрывать своими съемками максимальное количество материалов. Мы подписаны на Рейтер. Конечно, есть бесплатные фотостоки. Но я бы хотела, чтобы всё было приближено к жизни, максимально реалистично. У нас есть видеоотдел и фото. На планерках мы пытаемся (не всегда получается, правда) понять, к какому материалу какой формат подойдет.

Юлия Волчёк

kyky.org  (Влад Рубанов)

У нас маленькая редакция, около 10 человек. За визуал отвечаю я. Помогает главный редактор Настя Рогатко (она раньше была на этой позиции, бильдом). Но за новости отвечают новостники. Сейчас делаем в среднем 3 материала в день, планируем делать больше.

Андрей Ленкевич

Я не работал для беларусских медиа, я работал для новостных агентств. Там всегда есть профессиональный фоторедактор, который знает, какая фотография нужна, он ее выбирает. Я и сейчас ушел бы из фотожурналистики. Я попал в суперпрофессиональную среду, где журналистика – это бизнес, и это самый большой страх для меня. Ты как фотограф всегда знаешь, что написано под твоей фотографией – и для этого не нужно писать статью.

Как работают с визуалом

34mag.net (Кася Сыромолот)

Странно говорить отдельно про визуал и про контент – потому что визуал это тоже контент.

У нас дизайнер – это режиссёр. Важна визуальная режиссура того, как читатель воспринимает материал. На что он смотрит сначала, что дальше, чем материал заканчивается. Влияет многое – вплоть до цвета фона. Каждый наш проект должен иметь свой стиль и выглядеть узнаваемым.

Мы многое фильтруем, не всегда из-за визуала берём контент, так, однажды мы переделали обложку альбома одной из групп, для того, чтоб это хорошо выглядело на странице Пяршака. Убедили их, и приятно, что с этой точки зрения мы можем влиять.

kyky.org  (Влад Рубанов)

Явное людям – не нужно. Визуализатор как и журналист, должен думать – что он хочет сказать. Про «дикие коллажи»? Я их люблю. Коллаж коллажу рознь. Это вообще одна из крутейших форм подачи информации. Главная позиция у нас при подаче информации – это ирония.

Влад Рубанов

Наша Нiва (Сяргей Гудзiлiн)

Я прыходзiў у газету, якая звяртала ўвагу на вiзуал. Тым выданням, што пачыналi ў вэбе – прасцей. Яны на крок наперадзе – па вiзуалу i па якасцi.

Беларуская журналiстыка – тэкстуальная, а не вiзуальная.

Мне дзiўна – калi КУКУ iлюструе навiны скрынамi з фiльма… Гэта новая вiзуальная мова, магчыма.

Сяргей Гудзiлiн

Радыё Свабода (Юлiя Коцкая)

Мы развiваем розныя фарматы – адзiн з iх – геймiфiкацыя. Робiм тэсты, сумяшчаем гук i фота… Усе нашы лепшыя праекты – калектыўныя. Пачынаеш працаваць сам – не працуе. Ёсць тэма, iдэя – i пачынаем брэйнстормiць.

Рэдакцыя нам дазваляе гуляцца, балавацца. Але проста часам рэдактары не разумеюць, што ты прапануеш, навошта. Мы любiм зрабiць, а пасля паказаць ужо.

Мая мара – дамагчыся бiльд-рэдактара для нашай стужки.

Юлiя Коцкая

CityDog.by (Микола Шакель)

Сейчас информация потребляется по верхам. Кто пользуется WebVisor от Яндекс: посмотрите на сессии ваших пользователей. Читатель проматывает материал, останавливается на фото, он просмотрел все фото, подписи к ним, выносы, и решил – интересно это ему или нет.

Он еще не читал текст, а уже начал смотреть фотоисторию!

Поэтому важно выстраивать эту историю. Иллюстрации, фото сегодня первичны, а не текст. Мы делаем сквозной стиль, общие элементы например, какой-то рубрики («Стесняюсь спросить», спецпроекты и пр.).

Стоит выделять фичеры, и отдавать им больше времени и сил. У больших проектов меньше просмотров, чем у маленьких (например, у новости с эффектной фоткой). Но зато и просматривают большие материалы дольше по времени и до конца. У нас был материал в рубрике «Как это любить» — и там было под 200 элементов визуала. Люди возвращаются по выходным и читают их. Классные доскроллы и много времени на сайте, это данные из метрик.

TUT.BY (Юлия Волчёк)

Чтобы рассказать историю нам хватает 20 кадров. Когда больше 20-ти фото ставим, то доскроллы падают, половина не досматривает. Может, у нас аудитория разная?

34mag.net (Кася Сыромолот)

Все зависит от того, что хотите сказать. Сейчас много визуальных материалов, крутые американские и европейские медиа не боятся большого количества визуала, это нормально, у нас бывает и по 270 фото, и досматривается это хорошо.

О трендах

Уход в лаконичность и простоту, что сложнее чем моушен и 3Д и инфографика. В лаконичности сложнее удерживать лицо. VR, документальные фильмы и проекты – то, что еще должно прийти.

О спорах между «пишущими» и «пстрыкающими»

TUT.BY: Зависит от цели материала. Нужно сразу договариваться. В паре «фотограф-журналист», когда журналист больше в теме материала, то он и выступает как ведущий, а фотограф – ведомый.

Ольга Шукайло

Советы

Кася Сыромолот уверяет, что для дизайнеров важен сегодня моушен и 3Д, все школы, где обучают 3Д-моделированию. Но важно и классическое образование: полиграфия, книжная верстка, так как часто дизайнер владеет технологиями, знает фотошоп и иллюстраторы, но простой композиции и не видно.

Микола Шакель советует смотреть VOX, как там рассказывают истории.  

Юлия Волчёк рекомендует  The New York Times и Такие Дела.

Андрей Ленкевич призвывает всех ходить на выставки и смотреть современное искусство.

Андрей Ленкевич

Влад Рубанов: мастхэв это Bird In Flight, Батенька, да вы трансформер (по коллажам и переходам).  

Сергей Гудилин часто подсматривает за аккаунтами простых людей в соцсетях и говорит, что там можно отыскать много инсайтов.

А вот Юлия Котская подсела на стримы «совбелки»: Кожным разам думаю – а пра што там?

Резюме от участников

Ольга Шукайло: Важно, чтобы «пишущие» журналисты и редактора доверяли фотослужбе и учились работать в команде.

Юлия Волчёк: Надо собираться и говорить. И чтобы «пишущие» понимали –«картинка» важна.

Влад Рубанов: Поглощать большое количество визуальной информации и не бояться экспериментов. 

Сергей Гудилин: Ходить на выставки смотреть другие медиа. И попытаться диалог о визуальном вынести на обсуждение с  медиаменеджерами.

Юлия Котская: Каб мы не саромелiся дзялiцца працамi, бо кожны робiць прыгожыя сэнсоўныя праекты.

Вероника Иванова: Команда важна, и важно иметь общую идею и цель.

Вероника Иванова

Микола Шакель: Важно помнить про читателя – понимать, как он читает и смотрит наш контент, что он там делает. Надо погрузиться в метрики, и не делать поспешных выводов, основанных на личном опыте. Поведение людей на сайте показывает – визуал сегодня впереди. То, что сегодня так много людей в зале – и это тоже говорит о том, что тема важная сейчас.

Кася Сыромолот

Кася Сыромолот: Вырабатывать постоянство и свой стиль, это круто получается у CityDog, например, у kyky. Важно когда у медиа появляется свое лицо, это не быстро, но этого не избежать.

 Доверяйте тем, кто работает с визуалом. Вот наши дизайнеры становятся редакторами, например. Такое взаимопроникновение пишущих и визуальщиков – это круто.

И вырабатывайте собственную визуальную базу, свой фотобанк – важно для облегчения работы, и это всегда будет в вашем стиле. Если читатель видит картинку и понимает откуда она, это очень важно.

Не пытайтесь быть похожими на кого-то, пытайтесь быть похожими на себя!

Конспект записала Алла Шарко, Пресс-клуб

Фото: Пётр Слуцкий

Падзяліцца:

14 лютага 2019 года
Перадрук матэрыялаў press-club.pro магчымы толькі з дазволу рэдакцыі. Падрабязней...
Press Club BelarusМедыякухняПытайтесь быть похожими на себя! Конспект медиатока о визуале в медиа

Падпішыся на нашу медыйную рассылку!

Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт

Падпісваючыся на рассылку, вы згаджаецеся з Палітыкай канфідэнцыйнасці
Мы выкарыстоўваем файлы cookies. Правілы канфідэнцыйнасці
Прыняць