Падпішыся на нашу медыйную рассылку!
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт
В девятом выпуске – какой сериал не осилила Людмила Чекина, на что не хватает терпения Сергею Филимонову, в каком телеграм-канале Евгения Сугак находит плейлисты под настроение и чем «Тело Божие» привлекло Елену Верещагину.
Пробежаться по предыдущим выпускам:
Людмила Чекина. Фото из личного архива
Из фильмов, которые зацепили и которые хочется пересматривать, могу назвать «Мисс Петтигрю живёт одним днём» (Miss Pettigrew Lives for a Day) – о безработной гувернантке. Она кажется некрасивой, скучной и хронически невезучей особой, которая обречена всю жизнь влачить жалкое существование в своём пыльном мирке. Обманом она попала в свет богемы и гламура. И вдруг оказывается, что в этой сумасшедшей тусовке мисс Петтигрю рады и именно её тут и не хватало. Потрясающая Фрэнсис Макдорманд в главной роли – одна из моих любимых актрис (и похожа на мою бабушку, но это личное).
«Королевство полной луны» (Moonrise Kingdom) – эксцентричный фильм из серии «что курил автор» рассказывает о паре странных подростков и окружающих их не менее сумасшедших взрослых. Эту эстетическую трагикомедию снял режиссёр Уэс Андерсон, автор «Отеля «Гранд Будапешт».
«Беги, Лола, беги» (Lola rennt) – довольно старый фильм немецкого режиссёра Тома Тыквера. Мне нравятся фильмы с альтернативным развитием событий и флешфорвардом по отношению к случайно попавшимся людям, что поделать.
Из нетленной классики люблю «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи. Очень длинное, неторопливое повествование, от которого, тем не менее, невозможно оторваться. Это фильм о жизни двух друзей из разных социальных слоёв от младенчества до старости. О страшном времени, которое перемалывает судьбы. И о том, что жизнь прекрасна, несмотря ни на что.
Что касается сериалов, не могу пройти мимо пусть и неоднократно упоминавшихся «Молодого папы» и «Нового папы». Для меня это лучшее, что удалось посмотреть за последнее время. Фильмы, где нет ни одного однозначно положительного или однозначно отрицательного героя (ну почти).
В одно сложное и затейливое полотно сплетаются прекрасная архитектура Ватикана, шедевры мирового искусства и мы, «жалкие калеки» (как говорит герой Малковича) с грехами, незалеченными детскими комплексами и, тем не менее, с божественным огнём в сердце каждого из нас.
Более лёгким для восприятия, но не безынтересным мне показался цикл сериалов BBC «Белая королева», «Белая принцесса» и «Испанская принцесса» о борьбе за трон времён Алой и Белой розы и восхождении Тюдоров. Да, немного романтизированная беллетристика, но занимательная и позволяющая прокачаться в истории Англии (если по ходу повествования сверяться с Википедией и узнавать о реальных судьбах главных героев).
«Игру престолов», кстати, я не осилила. Посмотрела только пару серий – слишком много насилия.
Подкасты не слушаю – не моё, хотя подписка на Arzamas несколько месяцев была. Если нужно занять уши, включаю «Лекции по русской литературе» или «Открытый урок» Дмитрия Быкова.
Сергей Филимонов. Фото из личного архива
Музыка
Первый собственный винил – альбом группы Pink Floyd «Тёмная сторона Луны» – у меня появился 46 лет назад. Удивляюсь сам себе, но до сих пор коллекционирую старую и новую музыку, которую нахожу все эти годы на физических носителях.
Пришёл к выводу, что все основные направления современной музыкальной поп-культуры были заложены в начале развития технической революции в звукозаписи, примерно между 1967 и 1982 годами – от групп Can и Kraftwerk до Фрэнка Заппы и Led Zeppelin. Поэтому меня, как и большинство меломанов, интересует музыка того периода. Максимально разнообразная и часто неожиданная.
К примеру, только в одной Англии в 1970 году было записано 55 тысяч альбомов разных артистов. А в другие годы? Чтобы освоить такое количество – жизни определённо не хватит.
Представьте, как любопытно обнаружить альбом-тёзку знаменитого альбома The Dark Side of the Moon Pink Floyd, записанный на год ранее, только другим коллективом – Medicine Head. И узнать, что это был очень любопытный материал. Но второй группе повезло меньше. Она не прославилась.
Кроме такой «археологии», я слушаю и новых артистов. От Девендры Банхарта до групп Cage the Elephant или Mouse on Mars. Разные жанры, интересные идеи. Я на стороне тех, кто утверждает, что большие музыкальные лейблы в наши дни не поддерживают творчество, они заняты бизнесом. Их продукт примитивный, поэтому меломаны вроде меня интересуются «независимыми» или «альтернативными» артистами.
Кино
Здесь я тоже всеяден. Мне интересен и артхаус, и комиксы. В каждом секторе можно найти свои преимущества.
Однако, остаюсь вне сериалов. Не хватает времени и терпения на «мыльные оперы», даже на «Игру престолов».
В кино мой интерес вызывают и пышное зрелище, и психология. За фильмы-аттракционы отвечает технический прогресс. Такие новинки появляются всё время. Понравился один из новых фильмов Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться».
Ну а психология людей мало изменилась со времён Римской империи. Хотя феномены всегда могут чем-то удивить. «Форд против Феррари» Мэнголда или «Однажды в Голливуде» Тарантино произвели мощное впечатление. И это при том, что все психотипы и людей, и героев кино мне давно знакомы.
Книги
Никогда не увлекался литературой из обязательной школьной программы. Вроде произведений Льва Николаевича Толстого. Зато прочитал всего Шекспира. И любил «Путевые заметки» Ги де Мопассана.
До сих пор обожаю читать сказки: Гофмана или «Тысяча и одной ночи» – неважно. Разные. Сказка – ложь, да в ней намёк… Возможно, поэтому меня интересуют разнообразные теории заговора. Верить в них совсем необязательно, но знать их – любопытно. Хотя бы потому, что это может насмешить или расширить воображение.
Евгения Сугак. Фото из личного архива
Я люблю бумажные книги и чаще всего ношу их с собой. Мучаюсь чувством вины, что медленно и мало читаю, и переживаю, когда выходят новые книги, потому что я ещё старые не прочитала.
Из недавнего: мне понравились «Седьмая функция языка» Лорана Бине, «Возможность острова» Мишеля Уэльбека и обе части «Лето целого века» Флориана Иллиеса.
«Седьмая функция языка» – это детектив, главные герои которого французские философы и политики второй половины двадцатого века, а предмет расследования – семиотика. Не уверена, что книга увлечёт людей, которые совсем не интересуются семиологией и философией, потому что, если рассматривать её как чистый детектив, то видали мы сюжеты и поизощрённей.
«Возможность острова» я, видимо, пропустила в студенчестве, потому что некоторые мои друзья понимающе кивали на эту книгу и говорили, что прочли её ещё на первом курсе. Вероятно, во мне не умер нигилистско-хипарский дух девятнадцатилетнего человека, уверенного в том, что познал мир, – «Возможность острова» с её бунтарской философией, отрицающей счастье через традиционные ценности, мне понравилась.
«Лето целого века» – книга, которую запостили в инстаграм все модники, покупающие литературу в книжном магазине Музея современного искусства Garage в Москве. Это очень убористое жизнеописание ключевых фигур в политике и искусстве 1913 года. Нужно читать с Википедией во второй руке.
Сейчас я читаю новый роман Уэльбека «Серотонин», на очереди у меня «Посторонний» Альбера Камю на английском и «Смерть и жизнь больших американских городов» Джейн Джекобс.
Я не совсем умею объяснять музыку, поэтому коротко. Последнее музыкальное увлечение – это новый альбом Greenhouse моего приятеля Эмиля Зенько.
Также я подписалась на телеграм-канал московского фотографа Лёши Киселёва, который прожил год в Минске и привез сюда свой Ping Pong Сlub. Канал называется Mental drama. Каждый день Лёша выкладывает плейлисты от своих друзей диджеев и не только, маркируя их как «плейлист для дальнобойщиков и космических путешественников», «плейлист, чтобы грустить в “Ситроене” по дороге к морю» и так далее.
Сериалами я вас грузить не буду. Каждый месяц на the-village.me выходит подборка свежих, там почерпнёте больше информации.
Елена Верещагина. Фото из личного архива
Книги
Начала читать «Слово живое и мёртвое» Норы Галь. Когда она перевела на русский «Маленького принца» и «Убить пересмешника», все сказали: «Ничего себе, работа с текстом!». Лёгкая, наглядная, местами очень смешная книга для всех, кто хочет писать хорошо.
А ещё перед сном перечитываю Борхеса. Любимый писатель и философ. Никогда не стремился быть в тренде и поэтому даже остался без Нобелевской премии. Это интересно.
Лекции
А вот тут я хорошо устроилась. Потому что делаю продакшн лекций Пресс-клуба по журналистике и медиаменеджменту. Через мои руки кто только ни прошёл – BBC, The Guardian, OCCRP, Gazeta Wyborcza, Arzamas.
Когда есть время, слушаю цикл Алексея Машевского «Золотые страницы европейской литературы». Почему Ахилл и Эней – мы с вами? Какие литературные коды у нашей цивилизации? Автор разбирает ключевые, великие западные тексты. И вы бы слышали, как он рассказывает!
Arzamas. Проект, которому не стыдно подражать. Захожу и каждый раз поражаюсь: как у них получается быть такими серьёзными, но стильными? Пару недель назад послушала лекцию о Джойсе.
Кино
Понравился сериал «Молодой папа». Соррентино – живой классик, и нам ужасно повезло жить с ним в одно время. Неожиданный и очень красивый фильм про Ватикан и не только.
Что ещё из недавнего? «Тело Божие» (Ян Комаса). О польских киношколах говорят давно – и вот результат. Фильм про молодого лже-ксёндза, Польшу и костёл, насилие и любовь, религию и Бога. Хорошая работа.
Наталья Гантиевская, Пресс-клуб
При перепечатке обязательна активная ссылка на страницу-оригинал публикации
Сюрпризы избирательной кампании – 2020. Видео встречи экспертно-аналитического клуба
«Нам не всё равно!». Дайджест про активизм и журналистику
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт