Падпішыся на нашу медыйную рассылку!
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт
Беларусский YouTube сегодня – что это и как найти в нём свою нишу? Какой формат выбрать и какие нужны ресурсы для запуска? Вредные советы о том, как вылететь из рекомендаций, а также рассуждения про беларусскоязычный контент. Мы поговорили про YouTube с видеожурналистом и документалистом Алексеем Носовым, который создавал видеоотдел Onliner и руководил им.
— С одной стороны, есть Влад Бумага с 40 миллионами подписчиков – пацан из Беларуси, вещает на русскоязычный сегмент. Какой это контент? Вроде беларусский. Но кто-то не согласится, мол, контент на русском, как и основная аудитория, а настоящий беларусский контент должен быть на беларусском языке. В данном случае беларусское приравнивается к национально-локальному. По-моему, это не совсем верная позиция, потому что она как будто запрещает и выталкивает людей, которые хотят вещать на широкую аудиторию, оставаясь при этом в Беларуси и беларусами.
Так что лично для меня, беларусский контент – это совокупность множества факторов: то, что делается беларусами; то, что делается в Беларуси; то, что делается про Беларусь; то, что делается про беларусов. А также когда в описании YouTube-канала Беларусь указана, как страна производства контента. На эти критерии я смотрю в первую очередь. И они не обязательно должны присутствовать все сразу.
— YouTube – это всего лишь ещё один способ потребления контента. Раньше там было всё в одном месте – и маленькие, и большие видео, но понемногу платформа начала очищаться: маленький развлекательный контент ушел в соцсети, а YouTube для этого сделал shorts.
Кто аудитория? Если для коротких форм характерен эффект залипания, то для длинных работает более осознанный подход к выбору контента. Но в целом, я считаю, разницы между аудиториями разных соцсетей практически нет – те же люди, только в разное время дня и с разным запросом.
Если мы посмотрим на сегмент русскоязычного YouTube, то увидим огромное количество беларусов, казахов и т.д. На беларусском языке – очень ограниченная аудитория. Я, например, с удовольствием буду смотреть каналы про беларусскую историю и культуру. Здесь мало и зрителей, и хороших каналов, но они есть. И у них тяжёлый просветительский «крест», который редко дружит с популярностью.
Так что если ваша цель – максимальный рост, то рано или поздно придётся выйти за рамки беларусского языка. Но это может быть не обязательно русский язык — английский, испанский, какой угодно.
— На YouTube, в TikTok, в Instagram работает то же, что 30 лет назад на ТВ – детские программы, готовка, фитнес, рыбалка, гаджеты, машины, новости. Лайфхаки из TikTok, например, не сильно отличаются от «очумелых ручек». В топе просмотров на YouTube – детский контент, путешествия, лайфхаки, научно-популярный контент и новости. В принципе, классическая пятёрка тем.
А политическая повестка рано или поздно утомляет. Она живёт, пока что-то происходит. Как только события заканчиваются, интерес сильно снижается, люди уходят искать «мирный» контент. И важно дать человеку эту замену. Это сделаете вы или кто-то другой.
Я считаю, что самый популярный беларусский YouTube-канал – это Onliner. Изначально видео на Onliner было просто дополнением: небольшие видео к статьям, пояснялки и так далее. Потом был период экспериментов: опросы, новости, прогнозы погоды, автообзоры, шоу талантов и огромное количество других форматов. И в итоге это выкристаллизовалось в документалистику. Она популярна и её смотрят.
— Недавно я нашёл хороший беларусский YouTube-канал – «Энерголикбез». И очень удивился, когда узнал его автора – Александра Малькова, с которым мы делали когда-то несколько видео. Он всегда хотел популяризировать тему безопасности обращения с электричеством, но никак не мог подступиться к этому. И каким было моё удивление, когда я нашёл его канал, собравший миллион подписчиков за два года! В чем секрет? Человек делает то, что ему интересно по теме, в которой хорошо разбирается.
Часто делают YouTube-канал так: смотрим, кто популярен и хотим как у них. Популярны интервью? Окей – мы тоже будем! Популярны тревел-шоу? Вперед! Такую тактику могут себе позволить лишь коммерческие потоковые проекты, рассчитанные на заработок в популярных нишах. Там всё строится на слаженных опытных креативно-продюсерских группах. Сделали качественный популярный формат – продали. Для СМИ – это абсолютно неправильный подход. Нужно спросить себя: а что мы можем рассказать, какая фишка у нашего медиа? Мы – новости? Истории людей? Аналитика?
Когда понимаешь, что ты делаешь и кто твоя аудитория, можно успешно дополнить свой контент видеосоставляющей. Ты будешь понимать, в каком ключе работать – это могут быть интервью, шоу, зарисовки, документалки, объяснялки и так далее. То есть «плясать» нужно не от популярных форматов, а от того, что именно ты можешь предложить аудитории.
— Другая крайность – не делать что-то, потому что такого контента много. В конце 19 века говорили, что всё, что можно было изобрести, уже изобрели. И давайте посмотрим, насколько далеко мы ушли в развитии от того мира.
Это касается и развития видео. Даже если кажется, что все всё сказали, и что бы ты ни сделал, получится плагиат – это не так. Мы все повторяемся, заимствуем друг у друга и благодаря этому развиваемся. Интервью не будет повтором, если там есть уникальное содержание. На YouTube не за формой приходят, а за содержанием. И если ты можешь это уникальное содержание обеспечить, то твоё интервью будут смотреть в любом случае.
Не Дудь придумал интервью, не только Джимми Киммел может делать вечерние шоу и так далее. Чем больше выбора и конкуренции – тем лучше. Если тебе нужно интервью – делай, но отдавай предпочтение содержанию, а не монтажным фишкам Дудя или его вопросу про деньги.
— Часто можно услышать, что люди не умеют концентрироваться, не смотрят длинные видео и так далее. Но дело в том, что увеличилось общее время просмотра видеоконтента одним пользователем. Нет проблемы в том, чтобы заставить человека смотреть видео несколько часов подряд. Проблема в том, чтобы удержать его интерес.
Как медиа развивать свой Instagram – почитайте здесь
Короткие видео быстро сменяют друг друга, поэтому платформам – TikTok, Instagram и Shorts на YouTube – относительно легко удерживать зрительский интерес. Для длинных видео это сделать сложнее. Здесь нужно прибегать к правильной режиссуре монтажа, постоянно поддерживать интригу, дробить сложные темы на более мелкие и всячески создавать иллюзию перещёлкивания, смены картинки.
— Если вы делаете похожие форматы, например, короткие интервью и длинные интервью, то они могут спокойно располагаться на одном канале и нет смысла заводить новый. Но если хотите говорить на разные темы, например, с одной стороны социально-бытовые (как жить, что есть), а с другой – просветительские (культура, искусство), то лучше создать для каждого направления отдельный канал. Так вы не превратите канал в помойку, не запутаете аудиторию, себя и алгоритмы YouTube.
Например, интервью, аналитика и ток-шоу, даже несмотря на то, что это очень разные форматы, спокойно могут уживаться на одном канале, если всё вертится вокруг одной тематики. Допустим, спорта или политики.
Но если у вас на канале соседствуют политические обзоры и обзоры компьютерных игр, то даже если видео выполнены в одном формате, они всё равно будут смотреться чужеродно и контент начнёт конфликтовать друг с другом. Для зрителя и алгоритмов YouTube ваш канал – запутанный клубок, который непонятно кому рекомендовать.
— YouTube любит регулярность. Это его самое главное правило. В TikTok немного другой алгоритм, там у всех равные права – и у популярного блогера, и у непопулярного – алгоритм порекомендует ваш контент при прочих равных с одинаковой вероятностью. Поэтому там можно стартовать и стать популярным с первого видео. А на YouTube это сложнее сделать.
Как медиа развивать свой TikTok. Читайте здесь
Регулярность может быть раз в неделю, два раза в неделю, раз в месяц. Но надо учитывать – чем реже шаг между выпусками, тем содержательнее, длиннее должен быть контент. Для старта хорошо выпускать видео хотя бы раз в неделю. И эту регулярность обязательно нужно соблюдать, чтобы YouTube начал как бы выделять специальное место для твоих видео в определённый, заданный тобою день.
И если ты вдруг пропадаешь и не соблюдаешь свой график, к которому YouTube уже привык, алгоритм вставляет на твоё место другие видео. И чтобы снова вернуться в рекомендации, нужно будет очень постараться.
— Как вылететь из рекомендаций? Выпустить несколько видео в одну неделю, потом две недели молчать, потом выпустить ещё одно видео, а через неделю ещё три. Вот отличная формула, как запутать алгоритмы и остаться ни с чем.
Если нет возможности часто выпускать видео, тогда перерыв между ними можно заполнить shorts. Например, общение со зрителем, бэкстейдж, короткие сюжеты, мнение журналиста – то, что не требует столько ресурсов, как основное видео.
— YouTube – это дорого. Часто думают, мол, что там делать. Но медиа – это, всё-таки не чувак с телефоном. Я слабо представляю медиа, которое снимает в стиле блогеров. Хотя и это может быть уместным, если журналист ведет свой гонзо-формат. Но в целом у медиа определённый уровень профессионализма, и надо ему соответствовать и не скатываться на уровень любителя. Поэтому нужно учесть – делать видео дорого и долго в плане производства.
Первое – это люди. Специалисты, которые умеют делать видео, стоят денег, и они это знают.
Второе – техника: камеры, ноутбуки, винчестеры. Стоит подумать про звук, если плохо слышно, то вся другая работа – красивая картинка и даже интересный сюжет – пойдут насмарку. Покупать хороший звук нужно, даже если планируете снимать на телефон.
Стартовый пакет для редакций и СМИ без учёта зарплат составит примерно 10-20 тысяч евро. Но это если речь идет про медиа и профессиональный командный подход. Авторские проекты могут стартовать с чего угодно.
Кожны тыдзень атрымлівай на пошту: якасныя магчымасці (гранты, вакансіі, конкурсы, стыпендыі), анонсы івэнтаў (лекцыі, дыскусіі, прэзентацыі, прэс-канферэнцыі) і карысны кантэнт